Расширенный поиск+

Размещения пруда на земельном участке

В этой теме 1 ответ, 1 участник, последнее обновление  Геннадий 8 мин. назад.

  • Автор
    Сообщения
  • #55975

    Геннадий
    Хранитель

    Можно ли разместить пруд копань на земельном участке, в том числе на земле сельскохозяйственного назначения и какая разрешающая документация на это требуется?

  • #55976

    Геннадий
    Хранитель

    По вопросу возможности размещения пруда на земельном участке и необходимости получения разрешения на строительство.
    Согласно пунктами 1, 3 части 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право: проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями, использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Водного кодекса РФ пруды являются водными объектами. В силу части 2 и 3 статьи 8 Водного кодекса ФР пруд является частью земельного участка и находится в собственности собственника земельного участка. Согласно статье 31 Водного кодекса РФ сведения о пруде как об водном объекте вносятся в государственный водный реестр, который ведет Федеральное агентство водных ресурсов в соответствии с водным законодательством (пункт 5 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 253).
    При этом в собственности физического лица может находиться пруд площадью не более 1 км2, границы которого полностью расположены в границах земельного участка, принадлежащего данному лицу на праве собственности, а также не имеющий гидравлической связи с иными водными объектами, не входящий в сеть водотоков и водоемов. Если водоем расположен на водотоке, который находится в собственности Российской Федерации, то такой водный объект может находиться исключительно в федеральной собственности (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18.01.2017 № 50-АПГ16-30).
    ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения», установлено два вида прудов: «пруд» и «пруд-копань». «Пруд» определяется как «мелководное водохранилище площадью не более 1 кв. км», «Пруд-копань» — это небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли предназначен для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.
    Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
    Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства – это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);
    Из пункта 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следует, что сооружение – это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
    Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7.12 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
    Согласно пункту части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.
    Классификация гидротехнических сооружений установлена постановлением Правительства РФ «О классификации гидротехнических сооружений» от 02.11.2013 г. № 986.
    Таким образом если пруд создается только путем земляных работ, как, например, пруды-копани, то разрешения на строительство не требуется. В случае если для образования пруда требуется строительство гидротехнического сооружения первого и второго класса опасности, то необходимо получать на строительство указанных сооружений, но не самого водного объекта (подобная позиция так же изложена в письме Министерства экономического развития российской федерации письмо от 17.08.2011 г. n ОГ-Д23-962).
    Так же, если на земельном участке не планируется строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания то согласование с Территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, не требуется.
    В тоже время в отношении размещения пруда на землях сельскохозяйственного назначения следует отметить следующее.
    Согласно статье 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
    В соответствии со статьей 42 Земельного кодека РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в т.ч. земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в т.ч. меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
    В силу статьи 6 Федерального Закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Такие же требования установлены статьями 6, 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
    Пунктом 4 статьи 13 Земельного кодекса РФ установлено что при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (пункт 5).
    До 10.07.2018г. во исполнение постановления Правительства РФ от 23.02.1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» действовали Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 г. № 525/6711 в соответствии которыми выдача разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых или торфа для собственных нужд и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществилась в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Краснодарском крае действовало постановление главы администрации Краснодарского края (губернатора) от 29.12.2016 г. № 1118 «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова»
    При этом пунктом 6 указанных Основных положений было установлено, что условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливался органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
    Таким образом до 10.07.2018г. снятие плодородного слоя почвы для целей внутрихозяйственных нужд возможно было на основании разрешения на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, разработки проекта рекультивации, и положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случаях, предусмотренных законодательством об охране окружающей среды.
    Данные правила относились и к размещению пруда-копани, что подтверждается рядом судебных решений Советского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 10.09.2014 г. по делу № 2-4977/2014, Кологривского районного суда Костромской области от 24.11.2015 г. по делу № 12-30/2015, Бессоновского районного суда Пензенской области от 29.05.2018 г. по делу № 12-31/2018, и др.
    В тоже время данное Основное положение, как и все акты субъектов Российской Федерации были отменены в связи с изданием Постановления Правительства РФ «О проведении рекультивации и консервации земель» от 10.07.2018 г. №800.
    Из указанного Постановления № 800 исключены положения о получении разрешения на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, в то же время остались требования по подготовке проекта рекультивации и получению положительного заключения государственной экологической экспертизы в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
    Под рекультивацией земель понимаются мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
    Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями (пункт 5).
    Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий. Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы (пункт 8).
    Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях (пункт 10). Состав проект рекультивации установлен пунктом 12 Постановления №800.
    Исходя из пункта 15 Постановления №800 проект рекультивации утверждается лицом, которое должно произвести рекультивацию земельного участка после согласования с собственником, арендатором земельного участка, которыми может быть физические, юридические лица органы государственной и муниципальной власти, осуществляющие управление муниципальной и государственной собственностью на землю.
    Уведомление об утверждении проекта рекультивации направляется в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору — в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», либо Федеральную службу по надзору в сфере природопользования — в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель не имеющего сельскохозяйственного назначения.
    В случаях, установленных федеральными законами, проект рекультивации земель до его утверждения подлежит государственной экологической экспертизе (пункт 23).
    Федеральный закон от 23.11.1995г. № 174-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об экологической экспертизе» сам по себе не предусматривает проведение экологической экспертизы документов по рекультивации земельного участка сельскохозяйственного назначения на котором размещен пруд-копань. Экологическая экспертиза потребуется в случае если выполняемые работы или сооружения пруда будут подпадать под объекты государственной экологической экспертизы, которые определены в статье 11 данного федерального закона (к примеру, находятся на особо охраняемой природоохранной территории, требуется ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности и др.).
    В иных случаях согласование с Росприроднадзором не требуется, что указано в Письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27 июля 2018 г. N РН-09-01-36/15783 «Разъяснения по правилам рекультивации и консервации земель»
    Государственная землеустроительная экспертиза проводится территориальным отделом Росреестра в отношении землеустроительной документации — проектов рекультивации нарушенных земель, с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 №214 в случае поступления в территориальные органы Росреестра соответствующего решения органов государственной власти, органов местного самоуправления или заявления заинтересованного лица с приложением сформированной землеустроительной документации.
    Таким образом для размещения пруда копани на землях сельскохозяйственного назначения должны выполняться следующие условия:
    — должен соответствовать вид разрешенного использования земельного участка;
    — земля сельскохозяйственного назначения где планируется размещение пруда копани должны быть малопродуктивна (к примеру пастбище, неудобь);
    — необходимо разработать, согласовать и утвердить проект рекультивации земельного участка;
    — необходимо уведомить компетентные органы власти о наличии проекта рекультивации;
    — по завершению завершении работ по рекультивации, лицом, обеспечившим проведение работ, подписывается акт о рекультивации земель
    Нарушение порядка использования земель сельскохозяйственного назначения в т.ч. нарушения порядка использования их плодородного слоя влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность с возмещением вреда (статьи 246 УК РФ, 8.7. КоАП РФ, 1064 ГК РФ).
    В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» возмещение вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
    В силу пункта 3 статьи 77 Закона №7-ФЗ вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
    В целях исчисления размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера применяется Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам, как объекту окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238. В соответствии с указанной Методикой, исчисление в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате перечисленных нарушений законодательства об охране окружающей среды, производится по установленным формулам с применением соответствующих показателей.
    По большей степени в подобных случаях размер причиняемого ущерба исчисляется десятками, а то и сотнями миллионов рублей.

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.

Перейти к верхней панели