Вопросы новой процедуры согласования ИЖС | Центр правовой поддержки
Расширенный поиск+

Вопросы новой процедуры согласования ИЖС

This topic contains 1 ответ, has 1 участник, and was last updated by  Геннадий 3 years, 5 months назад.

  • Автор
    Сообщения
  • #64444

    Геннадий
    Хранитель

    Добрый день! Получили ответ об отказе в выдаче уведомления о согласовании индивидуально-жилищного строительства. Ответ получили 18.11.2020г (подготовлен 17.10.2020г.), а уведомление о начале строительства подавали 03.11.2020 г. Также основанием для отказа явилось нахождение земельного участка в водоохранной зоне водозабора и зоне лесного фонда, который в 2019 году данных ограничений не имел. В тоже время по ПЗЗ земельный участок находится в зоне Ж-1А (для индивидуального жилищного строительства), по правоустанавливающим документам земельный участок относится к категории земель — земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, постановка на кадастровый учет произведена в 2011 году. Правомерен ли отказ администрации в предоставлении уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке? Является ли пропуск срока направления данного уведомления основанием для возможности строительства жилого дома на участке.

  • #64445

    Геннадий
    Хранитель

    Добрый день!

    Из части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ следует, что в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (далее — Уполномоченный орган), в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также — Уведомление о планируемом строительстве).

    Уполномоченные орган в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 названой статьи (строительство в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения ):
    1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
    2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

    Как буквально следует из части 13 названной статьи получение застройщиком Уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от Уполномоченных органов либо ненаправление указанными органами в срок, предусмотренный частью 7 (семь рабочих дней) или пунктом 3 части 8 названной статьи (20 рабочих дней в случае если строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения), уведомления о несоответствии, указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

    Поскольку уведомление о несоответствии строительства объекта ИЖС направлено Вам с превышением установленного законом срока на 2 дня, то в силу части 13 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ строительство индивидуально-жилого дома в параметрах указанных в направленном Вами уведомлении о планируемом строительстве в Уполномоченный орган, считается им согласованным и предоставляет Вам право на его строительство на указанном земельном участке.

    Более того согласно части 3 статьи 14 Федерального закона №172 в редакции Федерального закона №280-ФЗ (известного, как «закон о лесной амнистии») в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. Также в силу статьи 4.6. Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ», данные государственного лесного реестра подлежат приведению в соответствие с ЕГРН.

    В Обзоре вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер» (утв. Минэкономразвития России по состоянию на 24.12.2018г.) указано, что пересечение границ земельного участка, отвечающего указанным в части 3 статьи 14 Закона о переводе условиям, с границами лесничеств, лесопарков и (или) лесных участков (наложение земельного участка на земли лесного фонда) не может являться основанием для отказа в выдаче градостроительного плана такого земельного участка, истребования, согласования с органом лесного хозяйства для выдачи разрешения на строительство и т.п.

    Таким образом, по данным основаниям Уполномоченный орган не имеет права отказывать в согласовании строительства.

    Вместе с тем, суды при разрешении спора выясняют обстоятельства на которые обратил свое внимание Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 № 1795-О и разъяснил, что федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно,изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

    В этих целях для разрешения спора юридически значимыми обстоятельствами, на которые обращают внимания суды является:
    — сформирован ли земельный участок до 2016 года и относился ли земельный участок изначально к лесному фонду;
    — имеется ли добросовестность приобретателя, свидетельствующая о том что он не знал и не мог знать о том, что земельный участок формировался и (или продавался) как лесной;
    — законно ли установлена граница населенного пункта, не пересекала ли она изначально земли лесного фонда;
    — выбыл ли земельный участок лесного фонда добровольно из собственности РФ (производилось ли перераспределение земель);
    — чье право было зарегистрировано раньше: право частного собственника или право Российской Федерации и владеет ли частный правообладатель участком фактически;

    Установление данных обстоятельств возможно в деле по иску о сносе самовольной постройки, или истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, предъявляемого Уполномоченным органом или соответственно Российской Федерацией.

    По вопросу строительства в водоохранный зоне водозабора (зона санитарно охраны 3 пояса), необходимо отметить следующее.

    В соответствии с частью 2 статьи 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

    Правилами землепользования и застройки г. Новороссийска (в ред. от 21.01.2020 г.№ 510) установлено, что зона санитарной охраны (далее-СЗО) организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

    В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно — защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

    Все виды строительства запрещены только в пределах первого пояса санитарно охраны (строго режима) источников питьевого водоснабжения. В пределах второго пояса санитарной охраны (зона режима ограничений против бактериального (микробного) загрязнения) разрешается строительство зданий и сооружений с разрешения санитарно-эпидемиологической службы. В третьем поясе санитарной охраны (зона режима ограничений от химического загрязнения)содержатся мероприятия по ограничению химического заражения поверхностных и подземных вод различными источниками промышленного происхождения.

    Аналогичные требования установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (с изм. от 25.09.2014) (вместе с «СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.04.2002 N 3399).

    Таким образом, законных оснований для отказа в выдаче уведомления о согласовании индивидуально-жилищного строительства по мотивам расположения земельного участка в 3 поясе санитарной охраны водозабора у Уполномоченного органа (администрации г. Новороссийска) не имеется.

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.

Перейти к верхней панели